УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЮРГИ
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 40
«Солнышко»
(МБДОУ «ДСКВ» № 40 «Солнышко»)
Рассмотрено на педагогическом совете Протокол № ___ от «___» ______________ г. |
Утверждено Заведующий МБДОУ ДСКВ №40 «Солнышко» _____________С.Н. Толкачева Приказ № __ от «__» ________ г. |
Рабочая программа
по работе с
музыкально-одаренными детьми
Составитель: Черепнина И.Б.,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Юргинский городской округ,
2020
СОДЕРЖАНИЕ:
1.ЦЕЛЕВОЙ
РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная
записка………………………………………………………..2
1.2.Принципы и
подходы к формированию рабочей программы…………….4
1.3.Психолого-педагогическая
характеристика особенностей и психофизиологического развития детей с
музыкальными способностями…..5
1.4.Необходимые условия
программы………………………………………….6
1.5. Подразделы программы …………………………………………………….6
1.6.Целевые ориентиры освоения программы………………………………….7
2.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образовательной работы с детьми……………………………8
2.2.Формы
работы……………………………………………………………….10
2.3.
Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых
результатов освоения программы с одаренными детьми……11
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
РАЗДЕЛ
3.1. Формы занятий ……………………………………………………………..13
3.2.Структура
реализации занятий……………………………………………..13
2.3.Организация и формы взаимодействия с родителями
(законными представителями) воспитанников……………………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………………16
Глоссарий…………………………………………………………………………..17
Приложения:
Перспективно-тематический план ………………………………………………19
Оценка
эффективности педагогических действий………………………………27
Использованные источники………………………………………………………28
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Программа
развития музыкально-одаренных детей дошкольного возраста предполагает
использование певческой деятельности – как яркую, образную форму
углубленного представления об окружающей действительности. Пение благотворно
влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания,
укреплению голосового аппарата.
Основания для разработки
рабочей программы :
1.Закон
РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от
17.10.2013 № 1155);
2.Санитарно-эпидемиологическими
требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26).
3.УКАЗ Президента РФ от
18.08.1994 N 1696 «О президентской программе «Дети России»
4.Указ
Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в
интересах детей на 2012 - 2017 годы
5.Конституцией РФ и учетом Конвенции ООН о правах
ребенка (Сборник Международных договоров, 1993)
Основой для разработки рабочей программы
для музыкально- одаренными детьми:
ü Примерной общеобразовательной программы «От рождения до
школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой;
ü
«Вокально- хоровая работы в детском саду» М.Ю.Картушиной;
ü
«Ступеньки
музыкального развития» Е.А. Дубровской;
ü
«Методика обучения пению детей дошкольного
возраста» Т.М. Орловой и С.И. Бекиной;
ü Комплекс музыкальных занятий
на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой. М.А. Васильевой;
ü Дополнительная программа
музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон»
Э.П.Костиной;
Цель программы - Создание условий для развития и реализации
творческого потенциала музыкально-одаренных дошкольников с учетом их возрастных
и индивидуально-психологических особенностей.
Задачи:
ü развивать эмоционально -
эстетическое восприятие окружающего мира через пение;
ü совершенствовать певческие
умения и навыки детей дошкольного возраста, способствующие естественному
звучанию голоса (певческое дыхание, артикуляция, дикция и т.д.);
ü развивать музыкальный слух,
способность различать высоту звуков, их длительность, направление движения
мелодии, слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки (слуховой
самоконтроль);
ü расширять певческий диапазон,
укреплять голосовые связки;
ü способствовать проявлению
артистических, творческих и импровизационных способностей;
ü содействовать формированию
внутренней мотивации к творческому самовыражению, самостоятельности, инициативы
и развитию умений исполнять произведения с музыкальным сопровождением и a capella.
1.2.Принципы и подходы к
формированию рабочей программы
Развивающий и
воспитательный характер обучения - всестороннее развитие личности ребенка.
Индивидуализации
и дифференциации обучения - разработка индивидуальных образовательных маршрутов.
Учет возрастных возможностей - репертуар соответствует
возрасту одаренных детей.
Разнообразие
предоставляемых возможностей - участие детей в конкурсах, фестивалях детского творчества.
Ситуативность
обучения – направить
мотивацию и деятельность воспитанника в направлении познания фундаментальных
образовательных объектов.
Образовательная рефлексия - условие, необходимое для того, чтобы он видел схему
организации собственной деятельности, конструировал ее в соответствии со своими
целями, осознавал и усваивал различные способы образовательной деятельности.
1.3.Психолого-педагогическая
характеристика особенностей и психофизиологического развития детей с
музыкальными способностями
Музыкальные способности
имеют свою структуру:
Ладовое чувство - это эмоциональное переживание, эмоциональная
способность, которое проявляется при узнавании мелодии. В определении,
закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности
интонации, ладовой окраске звуков. Это любовь и интерес к музыке.
Музыкально-слуховое представление проявляется в представлении
того, как движутся звуки в мелодии - вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются
ли. Музыкально-высотное представление включает в себя память и
воображение, запоминание, которое может
быть произвольным и непроизвольным.
Чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в
музыке. Во время восприятия музыки, дошкольники совершают движения,
соответствующие ритму, акцентам. Это движение головы, рук, ног, а также
невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов.
Исходя из структуры
музыкальных способностей, можно охарактеризовать музыкально одаренных детей
некоторыми общими чертами. С самого раннего возраста они отличаются повышенным
любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров, способны
с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях,
исключая все другие, в том числе и общение с окружающими.
Яркая музыкальная одаренность у детей не обязательно
связана с абсолютным слухом, хотя среди музыкально одаренных детей обладателей
музыкального слуха больше, чем среди «просто способных». Музыкально одаренные дети обладают хорошими
общими способностями: сравнительно рано они учатся читать, обладают хорошей
памятью, сообразительностью, по внешней картине поведения эти дети живые,
любознательные, открытые.
Музыкально одаренные
мальчики чаще обладают некоторыми чертами, которые принято считать типично
«девичьими»: тонкой чувствительностью, наивностью, сильной эмоциональной
зависимостью от матери (отца, от педагога). Музыкально одаренные девочки,
напротив, чаще обладают чертами «мальчишескими»: они независимы, упрямы, честолюбивы, более склонны к
самоутверждению.
1.4.Необходимые условия
программы
ü
игровой характер упражнений,
ü
активная концертная деятельность детей,
ü
доступный и интересный песенный репертуар,
который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и
дома, на улице, в гостях.
ü
атрибуты (шумовые инструменты, музыкально –
дидактические игры, пособия)
ü
звуковоспроизводящая аппаратура.
1.5. Подразделы
программы
ü
восприятие музыки;
ü
певческая установка;
ü
вокальные навыки (артикуляция, слуховые навыки;
навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание;
ü
звукообразование; навык выразительной дикции)
ü
развитие музыкального слуха и голоса;
ü
песенное творчество.
1.6.Целевые ориентиры
освоения программы
ü владеет навыками
звукообразования, певческого дыхания; соблюдает культуру хорового пения; поёт
сольно, в дуэте, трио, квартете, квинтете;
ü исполняет репертуар с
музыкальным сопровождением и без него;
ü эмоционально и выразительно
исполняет песенный репертуар;
ü артистично и непринуждённо
держится на сцене;
ü принимает участие в
творческой жизни детского сада, конкурсах и фестивалях муниципального уровня.
Комментариев нет:
Отправить комментарий